Эмоциональность: в народе эмоциональными считаются люди, откровенно показывающие свои переживания. Симптомами и свидетельством подобной «эмоциональности» считают: бурную жестикуляцию, яркие проявления гнева, радости или горя – громкий крик, смех или плач, – а также готовность поделиться интимными подробностями своей жизни, как со старым знакомым, так и с первым встречным, и т.д.
Все вышеперечисленное относится к импульсивности, эмоциональной расторможенности, и/или дурному воспитанию.
Эмоциональность по АСТ (от франц. émotion, от лат. emoveo – потрясаю, волную):
«Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека» (БСЭ).
Вся жизнь человеческая построена на эмоциях, завязана и крутится вокруг них. Чтобы получить впечатления и переживания, люди путешествуют, смотрят фильмы, читают книги и слушают музыку, заводят хобби, ходят на веселые дискотеки и в сложные походы.
Разве о славе и власти мечтают люди? Нет, о тех переживаниях, которые они могут подарить. Даже деньги зарабатывают, чтобы купить эмоции. Потому что дорогая яхта или дешевый велосипед, простенькая бижутерия или натуральные бриллианты, пикник в соседней роще или круиз вокруг света ценны только ощущениями, которые они приносят.
Между тем, эмоции – тема непопулярная. Об эмоциях не бывает дискуссий и полемик в телевизоре, их не обсуждают на кухне. Ими вообще не интересуются. Можно сказать, что эта тема в обществе закрыта. Вернее, никем не тронута. Это сакральное знание скрыто от всех потому, что оно не востребовано.
Именно поэтому об этой важнейшей сфере в жизни человека ходят исключительно вымыслы и домыслы. О том, как развить волю, память, интеллект написано множество книг. Об эмоциях никогда не говорят «развивать», только «управлять» или «контролировать». Это означает – любыми путями избегать «негативных» чувств. Благодаря модному нынче направлению, заданному психологическими тренингами, «плохие» чувства следует выслеживать у себя и душить на корню, прямо с утра. Но пока человек с энтузиазмом варвара давит в себе гнев и возмущение, одновременно в нем умирают их антиподы – восторг и восхищение. Таким образом, человек делает из себя душевного инвалида.
Так в середине ХХ века осушали болота, не принимая во внимание, что в природе – свои законы. Болота исчезали, но с ними исчезали насекомые, за ними вымирали птицы – нарушалась экология.
Как и в природе, в человеческой душе ничего ненужного нет. У каждого чувства своя функция и свое назначение. Нет эмоций плохих или хороших, есть адекватные и неадекватные, к месту и не к месту. Как и в природе, в эмоциональной сфере человека свое сложное и хрупкое равновесие. Его легко нарушить, но так трудно восстановить!
Возможно, именно поэтому здоровая, полноценная эмоциональная сфера, не искалеченная родственниками и социумом, встречается крайне редко.
Настоящая эмоциональность – это не внешние проявления, а внутренняя сокровищница.
Полноценную эмоциональную сферу можно сравнить с дорогим роялем, из которого можно извлечь и самое громкое, яркое форте и самое нежное пиано. Человек с хорошо развитой эмоциональной сферой получает несравненно больше удовольствия от работы и отдыха, от общения с искусством, людьми и природой, от еды и секса… от жизни! О таком человеке говорят: в нем есть кураж, драйв. И чем богаче у человека палитра переживаний, тем привлекательнее он для окружающих – эмоционально полноценный человек одиноким не бывает.
Можно добавить, что истоки любого творчества также берут свое начало в эмоциональной сфере: чтобы что-то создать, надо этим душевно гореть.
Богатый мир эмоций «характеризует творчески активную, гармонично развитую личность» (БСЭ).
Не получившееся задание (не выразительно): без осмысления и душевного труда. В результате чего получается формально.
Формально (оно же тривиально шаблонно, банально, заурядно, оно же «мертвое»): ругательное слово на АСТ. Говорится только о результатах творческих заданий.
Нечестная работа (оно же халтура): когда человек работает на группе «вполноги», вполсилы, в общем, кое-как. При внешнем старании не пытается понять задания, их смысл. В результате чего получается тривиально, шаблонно и т.д.
Имитация (оно же симуляция работы): демонстрация всех признаков работы (например, старательное изображение процесса поиска), без конкретного результата.
Наблюдатель: с удовольствием ходит на занятия, наблюдает за творческими поисками других участников группы, но сам особо не заморачивается, работает халтурно или от разу к разу. Подвергается остракизму и, если не возьмется за ум, изгоняется из группы.
Внутреннее сопротивление: подсознательное нежелание менять сложившуюся систему ценностей и отношений с миром и людьми при пылких заверениях в обратном.
Получившееся задание (качественная работа, оно же выразительно): это когда чувства автора, вложенные им в стихотворение, живописную работу, игру на сцене, понятны всем, без объяснений и комментариев. Не бывает нахрапом, по наитию или вдохновению.
Честная работа: сделанная на пределе своих нынешних возможностей. Виден поиск.
Осмысленная работа: когда в стихотворных упражнениях подбирается каждое слово, в живописной работе – каждый мазок, в театральных этюдах – жест и т.д.
Живое: высшая похвала на АСТ. Иногда это один мазок или строчка в стихотворении, но мы этому радуемся.
Дефензивность (спец. термин): неудовлетворенность собой. Не внешностью или материальным положением, а миропониманием, эмоциями, интеллектом, образованием, уровнем и глубиной общения. Сопровождается выраженным стремлением развить в себе недостающие качества. Есть готовность преодолевать значительные трудности.
Осмысление: имеет 3 этапа.
Первый – умение расшифровывать психотерапевтический смысл наших упражнений. Второй – умение анализировать и связывать полученную на занятиях информацию между собой. Третий – умение присваивать эти знания, переносить на свою Жизнь.
В результате осмысления формируется способность человека задавать самому себе сложные экзистенциальные вопросы. Не только задавать, но и искать на них ответы, не избегая и самых болезненных для себя. Вследствие чего вырабатывается готовность изменять себя и свою жизнь.