«Весь мир – театр, здесь женщины, мужчины – все актеры…»
А еще мы все сценаристы. Что делает сценарист? Сочиняет сюжет, придумывает героев, наделяет их характерами, определяет каждому место в пьесе.
Точно так же, с раннего детства мы сочиняем себя и свою Жизнь. Жаль, что только к середине «спектакля» до нас доходит, что мы предполагали другое развитие событий.
Если б можно было сначала набросать черновик своей жизни, проверить ошибки, переписать набело… Если бы сначала отрепетировать… Мы могли бы выбрать другую профессию. И семейная жизнь сложилась иначе. И не было бы такого количества бездумных и нелепых поступков.
ПЕРЕПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ – ИЗМЕНИТЬ СУДЬБУ
А если предположить, что судьба – это лишь сценарий, в котором можно изменить ход событий? Полностью переписать его не удастся, ведь «спектакль» уже идет. Но откорректировать, доработать – это реально.
Изменять сценарий своей судьбы мы начнем с разборки в закрытых подвалах собственного жизненного опыта. Там таятся наши обретения и утраты, победы и поражения. Именно написание пьес даст нам уникальную возможность расчистить эти «катакомбы».
В драматургии АСТ мы награждаем героев пьес собственными чертами характера. И описываем значимые события своей жизни, взятые из тех самых «катакомб».
В пьесе можно заново пережить тяжелую ситуацию, и все, что я чувствовал тогда, – страх, боль, отчаяние – вложить в уста придуманных героев. Говорить об этом откровенно? Легко! Потому что у персонажей другие имена и живут они в другой стране в другое время. Вроде это все не про меня, а про некоего Ричарда. Это его предали, это он страдает и говорит о своем желании умереть… И это не моя мама была жестока или холодна со мной, а миссис Спенсер со своей безропотной дочерью.
Когда жизненный опыт превращается в реальный сценарий, происходит удивительное переосмысление событий!
ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО
В АСТ законы драматургии используются для психотерапии. Так, например, любая пьеса показывает, как человек ведет себя, оказавшись в сложном положении. Как он меняется под ударами судьбы, как преодолевает (или не преодолевает) выпавшие на его долю испытания. По ходу сочинения пьес, в поведении своих героев мы как в волшебном зеркале увидим собственные способы решения сложных жизненных задач. А еще мы узнаем о наших скрытых целях, амбициях, претензиях, ресурсах…
КТО АВТОР ЭТОЙ ПЬЕСЫ?
Драматургия в АСТ начинается в конце первого года.
К этому времени окончен курс ассоциаций, на котором мы не только развивали образное мышление, но и заложили фундамент для развития творческого воображения: способности к Поиску.
Практическое знакомство со стихосложением научило нас строить фразу выразительно и лаконично, тщательно подбирая каждое слово.
Из теоретического курса учащиеся групп АСТ многое узнали о психике человека: об особенностях разных характеров, о поведении человека и его эмоциональных реакциях в зависимости от типа личности, о семейных сценариях, об «играх» по Э. Берну и т.д.
Все эти знания, умения и навыки позволяют автору передавать в пьесе тончайшие движения души своих персонажей.
В программе пять пьес: мелодрама, детектив, трагедия, комедия и драма. Каждый жанр дает нам возможность осмыслить собственный жизненный опыт с разных позиций. И каждый жанр может предложить свой вариант построения судьбы.
Разумеется, мы будем знакомиться с законами драматургии, особенностями каждого жанра. Профессионального уровня никто не требует, наша цель – психотерапия.
Сочиняя пьесы на занятиях АСТ, мы получаем ту самую возможность «набросать черновик своей жизни, проверить ошибки, переписать набело…» Представляете?! Вы вовсе не марионетка в руках Судьбы. Вы – главный герой в пьесе под названием «Жизнь». Вы недовольны своей ролью в этой пьесе? В Ваших силах сделать ее ярче и интереснее! Ведь Вы – автор этой пьесы, и судьба героя в Ваших руках.
*Использование драматургии для психотерапевтических целей уникально в мировой практике.